Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования "Ярославский городской Дворец пионеров"

Методическое сопровождение образовательного процесса

Методическая работа в Центре

Концептуальные основы

 

Мониторинг эффективности школы Дополнительное образование школьников

Алгоритм описания методики

Диагностические игры

- Индивидуальная программа развития субъектности

- Карта оценки проявления субъектности

Конспект интегрированного занятия

Критериальная база личностное развитие

МР развитие социальной одарённости

- МР социально – педагогическое сопровождение

- Подборка кейсов

- Подготовка документов к аттестестации

- Портфолио

Рекомендации по психологич сопровожд

Системно – ориентированная программа

Тренинг развития социальных навыков старшеклассников

Тренинг социальных навыков


Постановление Правительства ЯО от 06.04.2018 N 235-п

С октября 2017 по май 2018 года в Ярославском городском Дворце пионеров проходил уже традиционный конкурс Портфолио педагогических работников нашей организации. Его цель -  содействовать повышению качества дополнительного образования во Дворце, разработке и систематизации учебно-методических материалов, созданию авторских учебно-дидактических комплексов.
Конкурс продемонстрировал высокий уровень профессинализма, креативности и системности деятельности.
По результатам двух туров победителями стали:
I место – Тихонова Е.Н., педагог дополнительного образования;
II место – Сачкова О.В., педагог дополнительного образования, педагог-психолог;
III место – Богданова Н.В., педагог дополнительного образования.


 

25 апреля прошла межрегиональная научно-практическая конференция, посвящённая 100-летию государственной системы дополнительного (внешкольного) образования детей Российской Федерации  «Социальное развитие обучающихся в дополнительном образовании: история, современность, перспективы»

Материалы конференции:

Гущина Т.Н. "Теоретические и методологические аспекты социального развития обучающихся"

Голованов В.П. "Личностно-персонифицированная парадигма дополнительного образования детей"

Голованов В.П., Боковая М.В. Круглый стол "Социальное развитие детей в сфере дополнительного образования"

 

27 апреля прошла региональная конференция по межсетевому взаимодействию

27 апреля под эгидой Департамента образования мэрии города Ярославля в городском Дворце пионеров прошла межрегиональная научно-практическая конференция «Сетевая организация дополнительного образования детей в современном образовательном пространстве». В конференции приняли участие 128 педагогических и руководящих работников образовательных организаций, учреждений спорта, культуры, организаций по работе с молодёжью из Костромы, Москвы, Санкт-Петербурга и Ярославля.

В рамках научно-практической конференции обсуждались актуальные проблемы развития сетевого взаимодействия и сетевой организации дополнительного образования в современном образовательном пространстве, содержание и особенности сетевого взаимодействия субъектов образовательного пространства, возможности и ограничения сетевого взаимодействия, его технологии, формы и методы.

На пленарном заседании с докладами выступили:

1. Попова Лидия Витальевна, директор муниципального образовательного учреждения дополнительного образования «Ярославский городской Дворец пионеров», г. Ярославль – «Актуальность развития сетевого взаимодействия современной организации дополнительного образования детей»;

2. Абрамова Елена Германовна, начальник отдела дополнительного образования и воспитательной работы департамента образования мэрии города Ярославля, г. Ярославль – «Ресурсы организаций различных ведомств для оптимизации муниципального образовательного пространства»;

3. Гущина Т. Н., профессор кафедры социальной педагогики и организации работы с молодёжью федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Ярославский государственный педагогический университет им. К. Д. Ушинского», доктор педагогических наук, г. Ярославль – «Методологические и теоретические

основы, сущность и особенности сетевого взаимодействия субъектов образовательного пространства»;

4. Голованов Виктор Петрович, главный научный сотрудник федерального государственного бюджетного научного учреждения «Институт изучения детства, семьи и воспитания Российской академии образования», доктор педагогических наук, г. Москва – «Сетевое взаимодействие и интеграция учреждений и организаций разных типов и ведомственной принадлежности, негосударственного сектора как условие повышения качества дополнительного образования детей»;

5. Асафова Татьяна Фёдоровна, руководитель ресурсного центра государственного казенного учреждения дополнительного образования Костромской области «Дворец творчества», кандидат педагогических наук, г. Кострома. – «Роль сетевого взаимодействия образовательных организаций, учреждений спорта и культуры в самоопределении детей»;

6. Кармалита Захар Владимирович, начальник Управления по молодежной политике мэрии города Ярославля, г. Ярославль – «Опыт сетевого взаимодействия в области образования и молодёжной политики».

На пленарном заседании были заданы векторы обсуждения на трёх дискуссионных столах – «Межведомственное взаимодействие: грани возможностей», «Роль сетевого взаимодействия образовательных организаций в профессиональном самоопределении детей», «Сетевое взаимодействие в системе дополнительного образования с использованием ресурсов негосударственного сектора».

На дискуссионных столах участники конференции делились эффективными практиками сетевого взаимодействия организаций дополнительного образования, культуры, спорта; размышляли о ресурсах организаций различных ведомств для оптимизации муниципального образовательного пространства, о потенциалах и ограничениях межведомственного сетевого взаимодействия. Речь шла и о механизмах частно-государственного партнёрства в образовании, об опыте сетевого

взаимодействия с использованием ресурсов негосударственного сектора, о возможностях и ограничениях сетевого взаимодействия в формате частно-государственного партнёрства.

Все участники конференции говорили об актуальности обсуждаемой проблемы сетевой организации дополнительного образования детей в современном образовательном пространстве прежде всего для самих обучающихся, повышения качества их образования, а также для развития самих организаций-акторов и для расширения образовательного пространства в целом. Делились моделями и технологиями успешного сетевого взаимодействия Предлагали варианты решения проблем с опорой на собственные результативные практики.

Было высказано предложение об использовании на постоянной основе одного из городских автобусов для организации мероприятий в формате сетевого взаимодействия.

Самым проблемным «полем» сетевого взаимодействия оказалось использование ресурсов негосударственного сектора. В решении данной проблемы нужна нормативно-правовая и административная поддержка предпринимателей и их начинаний в данной области.

Т.Н. Гущина


Делегация муниципальной системы образования города Костромы в Ярославль.

19 июня 2015 года состоялся визит делегации муниципальной системы образования города Костромы в Ярославль.
В Ярославском городском Центре внешкольной работы костромские коллеги ознакомились с системой работы организации в режиме развития: результатами деятельности Федеральной экспериментальной площадки «Развитие социальной одарённости учащихся в образовательном пространстве дополнительного образования»;  особенностями инновационной и опытно-экспериментальной работы;  системой патриотического воспитания учащихся.

Фотогалерея

Конкурс Портфолио

С октября 2014 по май 2015 года в Ярославском городском Центре внешкольной работы проходил конкурс Портфолио педагогических работников нашей организации, который проходил с целью  содействия повышению качества дополнительного образования в Центре, разработке и систематизации учебно-методических материалов, созданию авторских учебно-дидактических комплексов.
Конкурс продемонстрировал высокий уровень профессинализма, креативности и системности деятельности.

По результатам двух туров победителями стали:
I место – Балдина Е.А., педагог дополнительного образования;
II место – Москалёва О.И., педагог дополнительного образования, Хаймина А.Г., педагог-психолог;
III место – Бодрина Ю.В., Гогина А.М., педагоги  дополнительного образования.

 

ноябрь 2014: От цели к результату

6 ноября в рамках Дней науки Ярославской области состоялся мастер-класс Гущиной Татьяны  Николаевны, доктора педагогических наук, методиста Ярославского городского Центра внешкольной работы – «От цели – к результату».

           
В конференц-зале федерального бюджетного государственного образовательного  учреждения высшего профессионального образования «Ярославский государственный педагогический университет им. К.Д. Ушинского» собралось более пятидесяти человек: студенты, магистранты, аспиранты, педагогические и управленческие работники образовательных организаций, преподаватели образовательных организаций высшего образования Ярославской области.
         
В проведении мастер-класса принимали участие представители  экспериментальных площадок федерального государственного научного учреждения «Институт психолого-педагогических проблем детства» Российской академии образования, среди которых – федеральная экспериментальная площадка «Развитие социальной одарённости обучающихся в образовательной среде дополнительного образования» на базе МОУ ДОД Ярославского городского Центра внешкольной работы (далее – Центр). Руководитель площадки –  Л.В. Попова, директор; научные руководители – Т.Н. Гущина, В.П. Голованов.
           
На мастер-классе был представлен эффективный опыт команды педагогов-экспериментаторов Ярославского городского Центра внешкольной работы на уровне разработки и применения критериальных баз оценивания результатов опытно-экспериментальной деятельности. 

Фотогалерея

 

 

июнь 2014: Гражданско-патриотическое воспитание молодежи: традиции и инновации

 

4 июня в стенах нашего Центра состоялась творческая встреча "Гражданско-патриотическое воспитание молодежи: традиции и инновации". С ответным визитом к нам приехала самая инициативная часть педагогического коллектива Центра развития творчества детей и юношества «Аминьево» города Москвы, команда организаторов Брудновских чтений- 2014, в которых мы принимали активное участие. В рамках встречи гости посетили выступления образцовых коллективов Центра и окунулись в мир детства, став участниками сеанса сказкотерапии. Ключевым моментом стало знакомство с наработками и опытом развития социальной активности у старшеклассников нашего Центра. 

 

 

 

 

 

 

 

 

май 2014:  Инновационный потенциал организации дополнительного образования

 

 

29 мая  состоялась творческая встреча «Инновационный потенциал организации дополнительного образования»   педагогических коллективов Ярославского городского Центра внешкольной работы,  Центра творческого развития и гуманитарного образования «Романтик» Щёлковского муниципального района Московской области, Детского оздоровительно – образовательного центра «Лесная сказка» Щёлковского муниципального района Московской области. В рамках встречи обсуждались вопросы организации работы с молодёжью, сетевого взаимодействия организаций дополнительного образования.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

апрель 2014:  Современное состояние системы дополнительного образования

 

 

23 апреля в Центре состоялась лекция "Современное состояние системы дополнительного образования детей". 
Читал лекцию ГОЛОВАНОВ Виктор Петрович - главный научный сотрудник Института психолого-педагогических проблем детства РАО, доктор педагогических наук, профессор, Заслуженный учитель Российской Федерации.

Сегодня понятие «дополнительное образование детей» рассматривается как социально-педагогическое явление и одновременно, как средство профильного образования и социализации детей и молодежи, их профессионального самоопределении.
Сфера дополнительного образования детей проектировалась и формировалась в практике как система разнообразной деятельности детей в их свободное от основной учебы время.
Основная цель сферы: помочь ребенку использовать ресурс детства, ресурс свободного времени в интересах развития собственной личности и сделать так, чтобы личность затем не приходила в противоречие с интересами общества и государства.
Дополнительное образование детей выступает одной из социальных сфер свободного времени, позволяющее подрастающему поколению попробовать себя в познании и творчестве, максимально раскрыть свой потенциал, самоопределиться предметно, социально, профессионально, и самое важное – личностно.

 

 

март 2014:  Брудновские чтения

 

 

28 марта педагогический коллектив Центра  принимал участие  в  Брудновских открытых педагогических чтениях «Cамоорганизация детей и взрослых в профессионально-педагогической деятельности педагога в сфере дополнительного образования детей. Слагаемые педагогического исследования». Брудновские чтения состоялись в государственном бюджетном образовательном учреждении центра развития творчества детей и юношества «Аминьево» г. Москвы в рамках III Всероссийского педагогического фестиваля «Берега детства». Наши педагоги приняли активное участие в мастер-классах. На пленарном заседании представлен материал, раскрывающий инновационный потенциал коллектива Центра по темам: «Факторы стимулирования процессов самообразования педагогов дополнительного образования», «Командный метод подготовки педагога к профессиональному конкурсу», «Тренинг личностного роста в процессе психологического сопровождения педагогов», «Создание авторских методик как фактор творческого развития педагога дополнительного образования», «Опытно-экспериментальная деятельность как условие повышения профессионализма педагогов дополнительного образования». Намечены перспективы взаимодействия с образовательными учреждениями дополнительного образования детей города Москвы.

 

 

 

 


Методическая работа специалистов Центра, целенаправленно организуемая методистами учреждения, ориентируется на гуманизацию процесса воспитания и обучения в интересах человека, общества, государства; реализует принципы государственной политики в области образования; обеспечивает:

♦ построение образовательного процесса на основе приоритета общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека, свободного развития личности; воспитания гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье;

♦ достижение единства культурного и обра¬зовательного пространства на основе интеграции подсистем образования; защиту и развитие средствами дополнительного образования детей национальных культур, региональных культурных традиций   и  особенностей;   возрождение  российской   культуры, нравственности, духовности;

♦ адаптацию Центра к новым условиям и особенностям развития обучающихся; построение общедоступного образования с учётом уровня современной педагогической науки и творческой практики дополнительного образования детей;
♦ дальнейшую демократизацию управления процессами обучения и воспитания, закрепление государственно-общественного характера управления образованием.
Профессиональная деятельность методистов  Центра предусматривает формирование и развитие профессиональных качеств педагогов, повышение их профессионального мастерства.
Цель и задачи
Цель методической работы, организуемой в Центре – создать условия для це¬ленаправленного, непрерывного, личностно ориентированного повышения компетентности специалистов Центра.
Для реализации поставленной цели решаются следующие задачи:
♦ создание единого информационного  пространства  и регулирование   информационных   потоков   научно-методической   документации, концентрация ценного опыта достижений в образовательной практике;
♦ обеспечение эффективной и оперативной информацией о новых методиках, технологиях, организации и диагностике образовательного процесса;
♦ организация работы по созданию нормативно-правовой базы функционирования и развития Центра;
♦ создание программно-методического и научного обеспечения образовательного процесса, условий для внедрения и распространения положительного педагогического  опыта,  инноваций, научно-исследовательской, опытно-экспериментальной, экспериментальной и других видов творческой деятельности;
♦ обеспечение мониторинга для объективного анализа процессов развития и достигнутых   результатов, стимулирования педагогического творчества;
♦ осуществление контроль за выполнением образовательных программ;
♦ управление процессами повышения квалификации и непрерывного образования педагогических работников; организация рационального, педагогического труда, саморазвития педагогов.
Основными условиями организации методической деятельности специалистов Центра, построения её адаптивной модели (схема 1) и управления ею являются:
♦ чёткое распределение полномочий, прав и обязанностей;
♦ максимальный учёт социального заказа на образовательные услуги и личностно ориентированное построение методической деятельности педагогов;
♦ рассмотрение активного положительного опыта и общих тенденций развития методической работы, теоретических подходов, разработанных наукой.
 

Успешность методической работы специалистов Центра определяется чёткой организацией её деятельности, распределением прав, полномочий и ответствен¬ности между всеми участниками методической работы, а также планированием, в котором особое внимание уделяется результатам деятельности педагогов, качественному составу педагогического коллектива, особенностям работы Центра, сложившимся в нём традициям.

Опытно-экспериментальная и экспериментальная деятельность
• функционирование Федеральной экспериментальной площадки по теме: «Социально-педагогическое сопровождение развития субъектности ребёнка в дополнительном образовании детей»
• совместная с  педагогическими работниками инновационная, опытно-экспериментальная деятельность
• методическое руководство нововведениями
• стимулирование педагогического поиска, инноваций
• конструирование путей развития Центр как системы

Научно-методическое обеспечение образовательного процесса
• участие, подготовка и проведение районных и городских научно-методических, научно-практических семинаров  по проблемам    педагогической деятельности (интеграция, инновации в дополнительном образовании детей и др.)
• апробирование и внедрение новых содержательно-организационных методических средств, обеспечивающих результативность
• издательская деятельность: публикации; рецензирование программ, учебно-методических пособий, научных статей, докладов, рефератов
• подготовка научных отчётов по итогам научно-исследовательской работы
• подготовка к изданию методических материалов из опыта работы специалистов Центра
•  разработка методических рекомендаций для специалистов по актуальным проблемам педагогической науки и практики

Информационно-методическая деятельность

• консультирование педагогических работников по актуальным проблемам педагогической науки и практики
• поиск эффективных методов, современных продуктивных образовательных технологий
• создание электронного методкабинета
• систематизация накопленных и авторских методических материалов: учебно-методического комплекса учреждения 
• тематические обзоры литературы, выставки, презентации, создание каталогов, папок
• информационно-методическое просвещение и оснащение образовательной деятельности
• информационно-методическая работа по заданиям вышестоящих органов управления

Программирование и планирование деятельности
• работа по педагогическому проектированию, психолого-педагогической диагностике
• моделирование желаемого облика системы или деятельности в учреждении в целом, по направленностям,  дополнительным образовательным программам
• методическое сопровождение дополнительных образовательных программ
• проведение смотров учебно-дидактических комплексов педагогов
• разработка и описание интегрированных, комплексных программ
• экспертная оценка авторских дополнительных образовательных программ

Повышение профессионального уровня педагогов
• методическое обучение молодых специалистов
• организация  методологических, семинаров-практикумов для педагогов, участников экспериментальной деятельности

• методическое сопровождение участия педагогических работников в городских конкурсах авторских дополнительных образовательных программ
• разработка  и проведение новых педагогических мастерских, методических семинаров, практикумов, сценариев деловых игр
• методическое сопровождение процессов аттестации
• организация коллективной продуктивной деятельности

Мониторинговая деятельность
• разработка критериальной базы мониторинга
• подбор и разработка диагностических средств
• анализ и обработка данных мониторинга
• методическая работа по психолого-педагогической диагностике

♦ дальнейшую демократизацию управления процессами обучения и воспитания, закрепление государственно-общественного характера управления образованием.
Профессиональная деятельность методистов  Центра предусматривает формирование и развитие профессиональных качеств педагогов, повышение их профессионального мастерства.